КОНТАКТЫ | ОФЕРТА | РЕКЛАМА

Веру свою сохранил

26 ноября 1676 года. На стол царя Федора Алексеевича ложится челобитная «Царю государю и великому князю Феодору Алексеевичу всея великия и малыя и белыя Росии самодержцу бьет челом холоп твой костромитин Васька Васильев сын Полозов». Далее следует описание приключений этого «костромитина» и просьба: «Милосердый государь и великий князь …пожалуй меня, холопа своего, за службу отца моего и мою … и за полонное терпение, вели, государь, мне быть при твоей светлости в чину, в каком ты, государь, изволишь. Великий государь, смилуйся».


На челобитной Полозова царь наложил резолюцию: «За его службу и многие его полоняниковы терпения выдать денежное жалование да служить в городе Судиславле сыщиком»…

Что же случилось с нашим земляком, если пришлось ему испытывать нужду и просить милости у царя? Жизнь Василия Полозова могла бы стать сюжетом приключенческого романа о стойкости и мужестве человека, прошедшего через тяжелейшие испытания и сумевшего сохранить свою православную веру и стремление вернуться на Родину. 

В. В. Полозов родился в селе Спас-Верховье Селецкой волости Галичского уезда (ныне Судиславский район) около 1636 года в дворянской семье, поскольку, как он пишет, служил вместе с отцом своим Василием Филатьевичем в полку знаменитого боярина и воеводы Б. А. Репнина. 

В 1650 - 1651 гг. князь Репнин был полковым воеводой в Севске, затем в Белгороде и Яблонове. Здесь в середине XVII века проходила «засечная черта», за которой на юго-западе пролегала территория Речи Посполитой. Была эта черта «дырявой», поскольку через неё в Россию постоянно просачивались отряды крымских татар. В один из таких набегов на Яблонев в сентябре 1651 года полк Б. А. Репнина был изрядно потрепан крымцами. Многих убили, в том числе и отца нашего героя, а несколько десятков «урусов» увели в полон. Среди них оказался и Василий Полозов, которому в то время было 14 или 15 лет. Полтора года он пробыл в плену у крымских татар, а потом его дарят юному турецкому султану Мехмету IV в Стамбул, где он был его личным слугой. По его словам, «Ходило нашей братьи перед ним, султаном, в шатрах 12 человек». Прослужил Василий у султана также 12 лет и все эти годы он тщательно скрывал свою приверженность русской православной вере, молился тайком, но не уберегся. Однажды кто-то из слуг застал его за этим занятием, что, впрочем, было немудрено – при дворце процветали шпионаж и доносительство. Вот и на Полозова поступил донос, что он, хотя и служит давно султану, но продолжает жить по вере христианской, а мусульманство так и не принял. Так что участь нашего земляка была очевидной и незавидной – Мехмет IV в гневе приказал отрубить «неверному» голову. Но его визирь Фазыл Ахмед-паша Кёпрюлю упросил помиловать Василия за ранее оказанные ему ценные, но честные услуги. Султан проявил милость и отправил своего уже бывшего слугу на галеры. Здесь Василия приковали цепями к бревну на палубе, поскольку рабы не сидели, а стояли: «и греб я день и нощь на каторге 9 лет и два месяца». Полуголодные, вечно закованные цепью, они должны были работать тяжелыми веслами, за каждое неверное движение, а также разговоры между рабами надсмотрщики хлестали их плетьми, а иной раз и просто издевались над пленниками. Только человек, сильный духом и верою, мог выдержать такие мучения, да еще в течение стольких лет.

И опять повезло Василию – однажды летом 1672 года галера попала в шторм, судно развалилось и почти вся команда и рабы погибли. Полозов же с еще одним каторжником, прикованные к брусу, уцелели. Несколько дней их носило по Мраморному морю, пока не вынесло на берег неподалеку от турецкого города Прусс (ныне Бурса). После 21 года турецкого плена Василий наконец-то обрел долгожданную свободу. И сразу же отправился, в…. Иерусалим. Находясь в турецком плену, он дал обет Богу, что если обретет свободу, его «раб Божий Васька Полозов» совершит паломничество по всем святым местам Ближнего Востока. Идти через турецкие земли он не боялся – за долгое время пребывания среди османов научился говорить на турецком языке, а длительное пребывание на галере сделало смуглой его кожу. 

Почти полтора года он путешествовал по Палестине и Египту, побывал в Иерусалиме, Каире, Александрии. После чего отправился обратно в Турцию, девять месяцев провел в Малой Армении, «где заточен был Иоанн Златоуст». Потом опять Турция, Крым, Кавказ. В Абхазии опять плен, опять почти два года рабства. И вновь повезло – Василию удалось бежать в Грузию, оттуда ушел в турецкую Великую Армению. Здесь в Эрзуруме он нанимается на купеческий флот, по Тигру доходит до Багдада. Там нанимается на работу к персидскому купцу и отправляется в Исфаган - в то время столицу Ирана. Более того, Василий был принят шахом Сулейманом Сефи, с которым у него была долгая беседа. Здесь, в Исфагане, Василий Полозов встречает Константина Христофорова и Никифора Ларионова - русских посланников в Иране. Они и вывезли его в Россию. А вскоре он пишет свою знаменитую Челобитную царю Федору Алексеевичу. 

Никаких богатств Полозов не скопил, работа сыщиком ему особого дохода не приносила, он постоянно испытывал нужду, а потому и женился только спустя десять лет после возвращения на Родину, когда ему было уже под пятьдесят. Все же чиновники смилостивились и выдали ему из казны 2 рубля на бедность. Через несколько лет он становится многодетным отцом, а потому 17 января 1690 года пишет еще одну челобитную - уже на имя двух соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей. В ней он вкратце излагает свои приключения и просит у них «пожалуйте меня, холопа своего, своим государским жалованием за мою многую службишку, и полоннее терпение, и ради моей скудости и нищеты».

И далее под самой челобитной: «Великих государей жалованья пять рублей Василий Полозов взял. А в его место расписался Иван Ленин по его велению».

С незыблемой верой и стойкостью этого человека в басурманском плену, возможно, по мнению местных краеведов, связана история обретения чудотворной Полонской иконы. 

Вот она: в XVII столетии один из жителей этих мест, призванный на военную службу, попал в турецкий плен.  Накануне дня Святой Пасхи он шел по берегу реки и со скорбью думал о том, что лишен возможности достойно встретить великий праздник. Тут пленник заметил в речной воде две половинки иконы; бросившись в реку, он взял их, соединил вместе и увидел лик Божией Матери. Обрадованный такой находкой, невольник поставил икону под дерево и усердно молился пред ней, пока от утомления не заснул. Проснувшись, он услышал колокольный звон и, оглядевшись вокруг, с изумлением понял – чудесная сила Божия предстательством Царицы Небесной перенесла его в родные места: бывший пленник находился вблизи своей приходской церкви, а рядом под деревом по-прежнему стояла икона Пресвятой Богородицы, которую он обрел в речной воде. Чудотворный образ был внесен избавленным от плена в храм, а на месте, где он очнулся, установили памятный столп с изображением Божией Матери. 

Константин Воротной

playaidron.ru




ЕЩЕ НОВОСТИ:



История
Засада